Если ребенок ругается…

Как себя вести, если ребенок начал ругаться

ЕСЛИ РЕБЕНОК ГОВОРИТ БРАННЫЕ СЛОВА

Почему ребенок ругается?
* хочет привлечь внимание родителей (лучше негативное внимание, чем эмоциональное отвержение)
* самоутверждается среди сверстников
копирует взрослых
* подражание кумиру среди сверстников
* экспериментирование со словами
* “мстит” взрослым за реальную или мнимую обиду
* выражает свой гнев, раздражение, недовольство

Стратегия взрослого

Как быть, если ребенок ругается

Маленькие дети (2-3 года) могут произносить ругательства, которые привлекают их необычным звучанием, эмоциональностью. Они, безусловно, не понимают значения этих слов. Скорее всего, они услышали их от взрослых (или от старших братьев и сестер). Если ребенок несколько раз использовал ненормативную лексику, то лучше не фиксировать его внимание на этом. Иначе, если он поймет, что вы беспокоитесь по этому поводу, то будут впоследствии пользоваться этим, привлекая ваше внимание. Лучше переключите внимание ребенка на какой-то предмет или объект.

Ни в коем случае не смейтесь над произнесенным бранным словом и не рассказывайте с юмором в присутствии ребенка кому-либо об этом случае.

Если же бранные слова повторяются все чаще и чаще, придется сказать ребенку: «Это слово – грубое, ругательное. Я расстраиваюсь, когда ты говоришь его». Его говорят тогда, когда хотят обидеть и рассердить кого-то.

И – конечно же – постарайтесь, чтобы при ребенке никто из близких не употреблял такие слова. В противном случае ребенок все равно будет подражать взрослым.
Ребенок-дошкольник (3-7 лет) может использовать грубые слова осознанно, добиваясь собственной цели: рассердить или обидеть кого-то. Он произносит бранное слово, понимая, что оно «вредное», но далеко не всегда осознавая смысл сказанного.

Взрослому желательно выяснить:
* знает ли ребенок, что это ругательство?
* догадывается ли об истинном значении слова?
* хочет ли ребенок именно таким способом обидеть или наказать кого-то?

В младшем школьном возрасте (7-11 лет) дети приносят бранные слова гораздо чаще: расширяется круг общения, снижается влияние родителей на ребенка, новый статус школьника порождает желание соответствовать взрослому миру и подражать старшим. В этот период желательно не читать нотации, а аргументировать свою позицию и четко формулировать свои ожидания от ребенка.

Подростки, которым свойственно ЧУВСТВО ВЗРОСЛОСТИ (но не сама взрослость), используют бранные слова, чтобы утвердиться в коллективе сверстников, стать, «как все», а не «белой вороной», доказать свою независимость. Здесь родителям важнее всего сохранять доверительные отношения, воздерживаться от категорических запретов и быть образцом цивилизованности.
Зачастую дети и подростки используют бранные слова в том случае, когда не знают, как выразить свою эмоцию по-другому, как обратить внимание на себя. Иногда – чтобы специально разозлить в конфликте взрослого, добавив «последнюю каплю» (от бессилия что-то изменить). Поэтому важно не просто учить ребенка конструктивным выходам их конфликтных ситуаций, но и самому использовать позитивные стратегии в ситуациях ссоры с самим ребенком или с другими людьми.

Таким образом, на всех этапах взросления главный инструмент психологического влияния на ругающегося ребенка – «сила примера».


Профилактика
* Поддерживайте дома и в детском саду доброжелательную атмосферу
* Обращайтесь со взрослыми и с детьми уважительно
* Подбирайте вместе с ребенком слова-заменители. Можно даже составить специальный словарь.
* Обучайте ребенка приемлемым способам выражения эмоций
* Учите ребенка выражать свои просьбы адекватно
* Установите ВМЕСТЕ с детьми ПРАВИЛА (семейные или групповые)
* Заранее оговаривайте САНКЦИИ, которые могут последовать в случае нарушения правила
когда слышите матные слова вместе с ребенком, высказывайте свое мнение, свое отношение к этому
* Почаще вспоминайте свое детство , свой опыт использования грубых слов
применяйте позитивные способы противостояния грубостям ваших родителей (в вашем детстве), друзей, знакомых
* Прибегайте к использованию литературных произведений и мультфильмов
* Смотреть вместе с ребенком мультфильмы, обсуждать (НЕ ОСУЖДАТЬ) поведение героев, которые могут негативно влиять на поведение ребенка

3_1

* старайтесь устанавливать эмоциональный контакт с ребенком, а не просто контролировать его
установите традицию «семейного чтения» дома или комментированного чтения в группе детей (где каждый может высказать свое мнение без осуждения со стороны других)
следите за своей речью

Скорая помощь

4_14_2

если маленький ребенок в присутствии других «опозорил» вас, произнеся бранное слово:
* извинитесь за него перед обиженным и его родителями
* постарайтесь сменить тему разговора, переключить внимание ребенка
* откажитесь от длинной нотации
* коротко скажите ребенку: “это слово – обидное”
* не требуйте обязательного сиюминутного извинения (это может усугубить конфликт)

если бранные слова произнес более старший ребенок:
* спокойным голосом попросите ребенка отойти с вами в сторону
* скажите, что не хотите в присутствии других говорить с ним
* объясните, почему именно сказанное слово является обидным и оскорбительным
* примените санкции, ЗАРАНЕЕ оговоренные и одобренные обеими сторонами

Чего нельзя делать
* Отчитывать, прилюдно ругать ребенка и требовать извинения
* Прибегать к угрозам: «Еще раз услышу – намажу горчицей язык…»
* Запрещать то, что было разрешено делать и говорить всегда (и наоборот)
* Говорить: «Взрослые ругаться могут, а дети – не могут», «Вырастешь – будешь ругаться»
* Ругаться самим в присутствии детей!!!
* Заявлять: «Чтобы я больше не слышала дома (в детском саду) такие слова!». Из страха потерять вашу любовь или чтобы избежать наказания, ребенок не будет в вашем присутствии ругаться, а станет это делать тайком.
* Уверять, что вы сами никогда не употребляли и не употребляете такие слова.
* Откладывать объяснение: вот придет папа, пусть он разбирается (ребенку нужна быстрая обратная связь, до вечера он может даже забыть о своей грубости)
* Использовать наказания, унижающие достоинство ребенка
* «Приклеивать ярлык»: грубиян, невоспитанный.

All rights reserved (c) 2011-