Как подготовить детей к жизни…

Многие взрослые думают, что Детство – это время для подготовки к взрослой жизни. Сначала – к поступлению в школу. Потом – к обучению в вузе. А дальше – к профессиональной деятельности.

Но дети, которых в этом году родители привели (скорее – принесли) в ясли, закончат обучение в институте в 2039 году! Как их подготовить к тому, о чем мы, по мнению Кена Робинсона, мы не имеем ни малейшего представления? Какие знания и умения пригодятся им в таком далеком будущем?


big1

Александр Асмолов считает, что главная компетенция современного специалиста – быть готовым к новым компетенциям. А значит – быть открытым к обучению, мобильным, креативным, инициативным и ответственным. Мыслить критически. Делать выбор. Осуществлять позитивные изменения, быть готовым к принятию решения.

Как можно способствовать развитию этих качеств в детях?

Прежде всего, помогая развивать и учиться:
– инициативности,
– самостоятельности
– ответственности

Причем, развивать эти важные качества надо не только и не столько на студенческой скамье или за школьной партой, а с раннего детства.

Однако, многие родители по-прежнему считают (в исследовании приняли участие более 1000 родителей детей от года до семнадцати лет), что прежде всего надо дать хорошее образование, развивать умственные способности. Выучить несколько иностранных языков. Сформировать организованность и самодисциплину.

И ради светлого будущего заботливые родители начинают учить малышей уже в колыбели. Потом – в школах раннего интеллектуального развития. Дальше – на подготовительных курсах. Затем – в школьных классах. А после уроков – у многочисленных репетиторов… Готовят ребенка к будущей жизни тщательно и самоотверженно, не жалея ни сил, ни денег, ни времени.


big1

Отец Георгий подарил замечательные слова:«Это же нечестно, если я буду учить прихожан тому, что вычитал в книжке. Учить надо только тому, что сам умеешь делать хорошо». Жизненный опыт помогает человеку находить успешные стратегии в жизни. Но, воспитывая детей, мы забываем об этом. И редко обращаемся к их жизненному опыту. Каждый ребенок уже имеет стратегии успешности, но нам все кажется, что «мы лучше знаем, что надо для его счастья». И ведя уверенной рукой свое чадо к светлому будущему, мы удивляемся, что он вместо благодарности и послушания сопротивляется! Но и тут мы успокаиваем себя: «Ничего, вырастет – спасибо скажет!» Пожалуйста, не ждите благодарности от взрослого ребенка. Пусть лучшей благодарностью будут горящие восторгом глаза и улыбка ребенка.

И еще. Главное. Помогая СЕГОДНЯ детям, не щадя сил ни наших, ни детских, нельзя забывать: это МЫ С ВАМИ их готовим к жизни, а они – наши дети – хотят не готовиться к будущей жизни, а ЖИТЬ СЕГОДНЯ! Им уже сегодня нужен психологический комфорт, любовь и принятие.

Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе ЖИТЬ, не мешая им оставаться «самими собой», уважая и признавая их самостоятельность… (О. Газман). И которые тоже просто ЖИВУТ рядом с ними, а не выживают из последних сил.

Счастливые дети растут только у счастливых родителей. И если главная забота всей семьи – обеспечить безбедное будущее сына или дочки, в ущерб интересов взрослых и самого ребенка, вряд ли такое детство запомнится как просто ДЕТСТВО, а не как изнурительная борьба за медали, достижения и победы. Борьба рядом с изможденными родителями.
«… ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно – из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь!» (Ф.М. Достоевский). И наша задача – просто ЖИТЬ, чтобы в памяти детей осталось больше светлых и теплых воспоминаний. И тогда «сегодня» станет гарантом их успешного и счастливого «завтра».

All rights reserved (c) 2011-