ПСИХОЛОГИЧЕСМКИЙ ВАТЕРПАС

или КАК ВЫБРАТЬ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ

“Век живи – век учись,” – говорят в России

“Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем,” –  подметили англичане

“Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься”,  утверждают в Китае.

Сегодня, как никогда, важно осознавать необходимость системы постоянного обновления знаний и компетенций. Необходимость образования “длиною в жизнь”.

И слова, сказанные Гете  В 18 веке,  не потеряли актуальности и  в наши дни: «Наши предшественники могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получали в своей молодости, но, что касается нас, то мы должны снова приступать к учёбе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни». Ведь  50 %  профессиональных знаний специалист (в любой сфере деятельности) получает  после окончания  учебного заведения, уже в процессе самой деятельности.

       В настоящее время возникла  потребность в подготовке  и переподготовке педагогов:

– активно реагирующих на изменения в жизни, экономике, системе образования,

– способных к творческому росту и профессиональной самореализации,

– готовым к обновлению  компетенций.

Цель поствузовского образования педагогов – стимулирование процессов саморазвития, сапмосовершенствования, реализацмм  личностно-профессионального потенциала. И если в мегаполисах  существует огромное количество предложений по обучению специалистов системы образования, в малых  городах достаточно трудно найти тот курс, который соответствует запросу, актуален для работы конкретного педагога. Конечно, выручают дистанционные программы, но необходимо и непосредственное общение с коллегами, обмен опытом, участие в совместных дискуссиях, обсуждениях. Но в любом случае выбор нужной программы обучения осложнен (недостатком предложений или избыточностью информации)

Результаты нашего исследования, проведенного  среди педагогов показали, что 92 % воспитателей, учителей и преподавателей вузов хотят учиться.

       Однако следующий вопрос, обращенный к педагогам, вызвал затруднения: Чему именно вы хотите учиться и научиться?   Только 20 % отвечающих четко сформулировали ответ (компьютерные курсы  Power Point для создания презентаций по предмету, тренинг «эффективное взаимодействие с родителями» для освоения новыми формами работы с родителями и др.).

Каковы критерии выбора курса повышения квалификации? Как правило, педагоги выбирают ту тему, которая связана с методической темой образовательного учреждения, в котором они работают. Немаловажно и то, какая организация проводит обучение. Кто является преподавателями? Ведь в каждом регионе и в каждой сфере деятельности есть специалисты, попасть на курс которых считается удачей. Часто для перегруженных работой педагогов важно и местоположение учебного центра. Играет роль и материальная составляющая (не секрет, что плата за некоторые курсы бывает чрезвычайно высокой). В наше время при выборе курса мы еще и знакомимся с отзывами тех, кто уже прошел обучение.

       Результатом такого выбора зачастую становятся скачки от курсов к курсам, не дающие целостной картины  решения проблемы, отметки  в нашем профессиональном портфолио, а иногда –  еще и противоречивые мысли и чувства по поводу изучаемого материала.

На наш взгляд, главные вопросы, на которые надо ответить потенциальному обучающемуся на курах повышения квалификации  перед выбором программы:

– какова цель моей профессиоанльной деятельности?

– чему я хочу научить своих обучающихся (детей, подростков, студентов)

– что я хочу изменить в своей работе?

– чему. КОНКРЕТНО я хочу научиться на курсах (какие конкретные знания и навыки нужны в работе и в жизни)?

  как  это будет  способствовать достижению  главной цели моей профессиональной деятельности?

То есть самое главное – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВАТЕРПАС:  осознание того, к чему я иду сам и к чему хочу привести тех, кто пришел ко мне учиться.

В этом случае непрерывное образование каждого педагога станет осознанным и полезным.

На фото – семинар для педагогов «Профессиональный рост педагога. Конструктивное решение конфликтов».

.

All rights reserved (c) 2011-