или КАК ВЫБРАТЬ КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
“Век живи – век учись,” – говорят в России
“Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днем,” – подметили англичане
“Не бойся, что не знаешь – бойся, что не учишься”, утверждают в Китае.
Сегодня, как никогда, важно осознавать необходимость системы постоянного обновления знаний и компетенций. Необходимость образования “длиною в жизнь”.
И слова, сказанные Гете В 18 веке, не потеряли актуальности и в наши дни: «Наши предшественники могли довольствоваться тем уровнем образования, который они получали в своей молодости, но, что касается нас, то мы должны снова приступать к учёбе каждые пять лет, если не хотим отстать от жизни». Ведь 50 % профессиональных знаний специалист (в любой сфере деятельности) получает после окончания учебного заведения, уже в процессе самой деятельности.
В настоящее время возникла потребность в подготовке и переподготовке педагогов:
– активно реагирующих на изменения в жизни, экономике, системе образования,
– способных к творческому росту и профессиональной самореализации,
– готовым к обновлению компетенций.
Цель поствузовского образования педагогов – стимулирование процессов саморазвития, сапмосовершенствования, реализацмм личностно-профессионального потенциала. И если в мегаполисах существует огромное количество предложений по обучению специалистов системы образования, в малых городах достаточно трудно найти тот курс, который соответствует запросу, актуален для работы конкретного педагога. Конечно, выручают дистанционные программы, но необходимо и непосредственное общение с коллегами, обмен опытом, участие в совместных дискуссиях, обсуждениях. Но в любом случае выбор нужной программы обучения осложнен (недостатком предложений или избыточностью информации)
Результаты нашего исследования, проведенного среди педагогов показали, что 92 % воспитателей, учителей и преподавателей вузов хотят учиться.
Однако следующий вопрос, обращенный к педагогам, вызвал затруднения: Чему именно вы хотите учиться и научиться? Только 20 % отвечающих четко сформулировали ответ (компьютерные курсы Power Point для создания презентаций по предмету, тренинг «эффективное взаимодействие с родителями» для освоения новыми формами работы с родителями и др.).
Каковы критерии выбора курса повышения квалификации? Как правило, педагоги выбирают ту тему, которая связана с методической темой образовательного учреждения, в котором они работают. Немаловажно и то, какая организация проводит обучение. Кто является преподавателями? Ведь в каждом регионе и в каждой сфере деятельности есть специалисты, попасть на курс которых считается удачей. Часто для перегруженных работой педагогов важно и местоположение учебного центра. Играет роль и материальная составляющая (не секрет, что плата за некоторые курсы бывает чрезвычайно высокой). В наше время при выборе курса мы еще и знакомимся с отзывами тех, кто уже прошел обучение.
Результатом такого выбора зачастую становятся скачки от курсов к курсам, не дающие целостной картины решения проблемы, отметки в нашем профессиональном портфолио, а иногда – еще и противоречивые мысли и чувства по поводу изучаемого материала.
На наш взгляд, главные вопросы, на которые надо ответить потенциальному обучающемуся на курах повышения квалификации перед выбором программы:
– какова цель моей профессиоанльной деятельности?
– чему я хочу научить своих обучающихся (детей, подростков, студентов)
– что я хочу изменить в своей работе?
– чему. КОНКРЕТНО я хочу научиться на курсах (какие конкретные знания и навыки нужны в работе и в жизни)?
– как это будет способствовать достижению главной цели моей профессиональной деятельности?
То есть самое главное – ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ВАТЕРПАС: осознание того, к чему я иду сам и к чему хочу привести тех, кто пришел ко мне учиться.
В этом случае непрерывное образование каждого педагога станет осознанным и полезным.
На фото – семинар для педагогов «Профессиональный рост педагога. Конструктивное решение конфликтов».
.