Домашние задания – для детей или родителей?

И Надо ли превращать летние каникулы в тренажер по подготовке к учебному году. Или просто отдыхать?

Последний звонок в школе! Учебный год – позади. Дети ликуют! Родители с облегчением вздыхают… Все самое страшное, трудное, безрадостное – позади. Особенно счастливы мамы и папы, бабушки и дедушки учащихся в начальной школе. Опыта быть родителями школьника они еще не накопили. И обрушившиеся школьные заботы изменили жизнь всего семейства.


Конечно же, официально давать домашнее задание учителя не имеют права. Но многие из них на первом же родительском собрании твердым голосом сообщают: «Задания на дом не предусмотрены (или даже запрещены). Но я буду задавать. А вы выполняйте по желанию…». Безусловно, желания выполнять дополнительную работу нет ни у детей, ни у взрослых. Но первые недели дети, ведущая мотивация которых – «хочу быть хорошим учеником», задания старательно (или не очень старательно) выполняются. Но чем дальше, тем «почему-то» чаще ребята «забывают» выполнить наказ учителя.


И в классе появляется несколько самых стойких товарищей, у которых всегда и все выполнено. Учитель, как и предлагает Великая Психология, не жалеет хороших слов и похвал добросовестным ученикам. А остальные, пристыженные, получают тетрадки с грозными записями: «Почему не решены три столбика в тренажере по математике? «Срочно закончить и сдать прописи!» «Переписать! ».


«Нерадивые» ученики и ученицы ну никак не могут сесть за уже ненавистные тетрадки, а семейные вечера превращаются в сущий ад для всех членов семьи. Родители (во время рабочего дня) переписываются на форумах, узнавая самую актуальную информацию, чтобы успеть до вечера собрать гербарий, найти в инете материал про вулканы, скачать программу «Как выучить таблицу умножения?». Активная переписка заранее, до прихода домой, возбуждает, настораживает взрослых. А зайдя по дороге домой в супермаркет, простояв в пробках, прихватив из детского сада младших детей, «сдав» в кружки и студии старших наследников…. Приходят домой не просто усталые, но и ужасно озабоченные: как и когда же теперь делать уроки???


Многие родители говорят, что иногда просиживают за учебными заданиями до полуночи… А некоторые говорят ребенку: «Ложись спать. Мы сами все сделаем!»


Особая забота семейства – выполнение проектов по такой дисциплине, как «Окружающий мир» – в миру ее зовут «Окружайкой». Детям-первоклассникам, которых пока еще никто не учил, как создавать проекты, задают их регулярно. И вот тогда включается вся семья. В самых ответственных семействах никому не удается увернуться от участия в проекте: дедушка рисует, бабушка пишет стихи, папа оформляет, мама выискивает фото и рисунки. А ребенок утром – счастливый и гордый- приносит результат семейного дела в класс.


Учитель – тоже доволен и счастлив: демонстрирует профессионально выполненные работы всему классу, представляет их на выставках и конкурсах. Хвалит и хвалит детенышей, которые, конечно же, очень гордятся «своим» успехом. Но в классе всегда есть ребятишки, чьим родителям недосуг помогать им вечером. И есть родители, которые принципиально не делают ни за детей, ни даже вместе с детьми заданную работу. И дети… делают все сами. Вместо красочных иллюстраций из инета – собственные рисунки цветными карандашами (в силу возрастных технических возможностей – мало напоминающие образец). Вместо огромного ватманского листа – страничка из тетради. Вместо громких стихов – всего несколько слов, написанных нетвердой еще рукой первоклассника. Не будем спешить с оценкой: хорошо или плохо поступают родители… Многие из них стремятся приучить ребенка к самостоятельности и ответственности. И уверенные в том, что самостоятельно выполненная работа – это реальный предмет гордости, дети приходят в класс и, с трепетом показывая свой труд педагогу, с замиранием сердца ждут похвалы, признания… Учитель же «почему-то» реагирует достаточно сдержанно: «Молодец, Саша! А вот вы, ребята, видели, какой проект принес Федя? Сейчас я вам покажу!» «Праздник жизни» становится недосягаемым для маленького Саши: ведь, как он ни старайся, он не сможет написать таких восхитительных стихов, как Федина бабушка… и конкурировать с его дедушкой – бесполезно… И дети постепенно теряют мотивацию. Причем, и Саша (зачем стараться, если все равно не похвалят и не заметят этих стараний), и Федя (зачем делать самому, если при знание можно заслужить чужими руками).


Впрочем, все эти страсти и страхи – позади. В прошлом учебном году. А впереди – КАНИКУЛЫ! Три месяца счастья, семейного покоя! Дворы наполняются ликующими криками детворы. Вместо учебных заданий – скейты, самокаты, велосипеды…


Но! Счастье длится недолго… оказавшись в долгожданном отпуске родители стремятся восполнить недостаток внимания к детям в течение учебного/рабочего года, стать «хорошими и заботливыми» мамами и папами. Соц. сети пестрят криками о помощи: «Люди!!! Перешлите задания по английскому!», « Сколько книг за каникул должен прочитать ваш ребенок???»


И вслед за приказом-просьбой-«рекомендацией» (мы же только добра желаем вашим детям!!!) прочитать несколько десятков книг за лето, родители послушно кидаются «прививать любовь к чтению» мечтающей только об отдыхе детворе.


А дабы любовь эта стала внутренней потребностью, кто-то из взрослых за каждую прочитанную книгу (главу, страницу, строчку – в зависимости от возможностей ребенка и толщины кошелька) покупают мороженое, сладости (или самокаты…). А вот за нарушение режима тотального чтения…. наказания… лишение прогулки… обед без сладостей…


А чтобы уж действительно «помочь» чаду не опозориться в сентябре, родители еще и по собственному почину добавляют к ежедневным читательским мукам еще и тренажер по математике (чтобы не отупел за лето), набор английских (а иногда уже и китайских) глаголов, прописи по чистописанию (а тот пишет, как курица лапой). Отдельной главой летней жизни становится таблица умножения, от которой юные математики просыпаются по ночам в жутком поту… А уж ежели сын или дочка еще и музыкальную или художественную школу посещали, то, как говорят сами дети, «полная панама» наступает.


Причем, неважно, куда и с кем поедет отдыхать ребенок. На пляжах, в отелях, в поездах и самолетах…. Всюду – любящие родители стремятся помочь ребенку ухватить в будущем учебном году хоть малую толику успеха. Надеются, что летняя зубрежка поможет ему. Как будет в реальности ? Поможет? Никто не знает… но это все – в будущем… А пока – испорченные каникулы. Слезы ребенка. Скандалы и разборки.


А между тем есть великолепная возможность превратить предшкольную агонию в увлекательную игру, приятную и полезную и для детей, и для взрослых. А главное – для семейного климата, который недопустимо омрачать задачками, математическими примерами и текстами по английскому (корейскому, китайскому). Как это сделать? Давайте поговорим об этом…

All rights reserved (c) 2011-