Гендерные особенности детей

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ГБДОУ детский сад № 1

Гендерные особенности детей

В процессе воспитания необходимо учитывать и гендерные особенности ребенка, так как при общении педагога с девочками и мальчиками необходимо использовать различные стратегии (Еремеева В.Д., Хризман Т.П., 2000).
Отождествление себя с тем или иным полом (половая идентификация) происходит в раннем детстве, примерно к трем годам. Ребенок уже знает: «Я – мальчик», «Я – девочка». В 3-4 года отмечается доброжелательное отношение и проявление интереса к взаимодействию с детьми своего пола. В 4-5 лет дети в сюжетно-ролевой игре четко устанавливают роли – мужские и женские – в соответствии с которыми девочки и мальчики планируют и осуществляют игровую деятельность.
Специалисты (Сиротюк А.Л., 2001) отмечают отличия природной нервно-психической организации мальчиков и девочек. Девочки рождаются более зрелыми (на 3-4 недели), чем мальчики, на 2-3 месяца раньше начинают ходить, на 4-6 месяцев раньше – говорить. В начальной школе мальчики по своему биологическому возрасту младше девочек на 1 год, а в период полового созревания – на 2 года. Но асимметрия мозга у мальчиков развивается к 6 годам, а у девочек – только к 13-ти. Примерно до 8 лет у мальчиков выше, чем у девочек, острота слуха. Девочки более чувствительны к шуму, их больше раздражает и телесный дискомфорт.
Но отличия девочек и мальчиков определяются не только биологическими предпосылками. И зачастую воспитательные установки и социальные стереотипы взрослых становятся преградой для реализации природных способностей и девочек, и мальчиков
По мнению В.М. Целуйко (2004), наиболее полно и успешно дети осваивают психосоциальную роль в дошкольном возрасте: девочки – с 3 до 8 лет, мальчики – с 5 до 7 лет.
Исследователи утверждают, что мальчики и девочки имеют специфические особенности, которые проявляются как во время подготовки к школе, так и в период систематического обучения.
Интересны приводимые С.В. Зверевой (2003) факты, подтверждающие зависимость успешности обучения первоклассников от типа их темперамента. Так, больше всего проблем с получением высоких оценок – у мальчиков-меланхоликов и девочек-холериков, что, безусловно, может объясняться существованием стереотипов о мужественности и женственности. Сангвинический тип темперамента, особенно для мальчиков, – наиболее «удачен» с точки зрения обучения в начальной школе.
Выполнение хотя бы самых общих правил взаимодействия с мальчиками и девочками поможет взрослым избежать многих педагогических ошибок.

Психологические особенности девочек
Сфера развития Особенности развития Стратегия воспитания и обучения
Физическая сфера Более чувствительны к шуму.
Выше кожная чувствительность.
При утомлении страдают правополушарные процессы (образное мышление, эмоциональное самочувствие), пространственные отношения. Сохранение тишины при выполнении заданий.
Тактильные контакты (индивидуально).

Интеллектуальная сфера Лучше, чем мальчики, запоминают цифры и решают логические задачи
Эксплуатируется механическая память. Быстрее завершается развитие памяти.
Применяют одну и ту же тактику при изучении разного материала.
Более конкретное и прагматичное мышление (главное – результат: оценка, а не выявление закономерностей).
Лучше развиты вербальные способности.
Легче решают задачи, где надо найти словарные аналогии, выше беглость речи. Даже неречевые задания решают с помощью речи.
Лучше выполняют шаблонные задания.
Восприятие более детализировано. Использование приемов мнемотехники.
Конкретная установка перед решением проблемы.
Демонстрация связи старого с новым материалом.
При решении задания – проговаривание.
Задания – в устных инструкциях.
Помощь в генерализации полученных навыков.
Уделение внимания деталям.
Социальная сфера Лояльное отношение к формам и содержанию учебной деятельности, но критическое – к формам социальных отношений.
Игры опираются на ближнее зрение (раскладывание предметов на столе, парте). Им достаточно маленького пространства. Игры малоподвижны.
Более внушаемы и конформны.
Быстро врабатываются в начале занятия, но быстро устают.
Легче меняются под воздействием внешних условий, адаптируются.
Часто смотрят на педагога, ожидая одобрения.
Реакция на развод родителей – обида и грусть.
По отношению к девочкам взрослые чаще упоминают о чувственных состояниях (нравится, люблю, грустная и пр.) Эмоционально принятие ребенка. Критика поступков, а не личности.
Использование площади парты, стола при объяснении.
Поощрение самостоятельности.
Подача нового материала в первой части объяснения.
Выявление и поддержка индивидуального стиля деятельности.
При тревожности – поощрения (взгляд), с постепенной минимизацией.
Учет эмоциональное состояние.
Эмоционально-волевая сфера В эмоционально-насыщенных ситуациях нарастает общая активность, повышается эмоциональный тонус коры головного мозга.
Чаще демонстрируют волевые качества в поведении и учебной деятельности, это обеспечивает им успешность. В стрессовой ситуациях мобилизуются
Девочек реже ругают. Обучение способам снижения эмоционального напряжения.
«Обратную связь», эмоциональное подкрепление.
Возможность проявления индивидуальных особенностей (не всегда соответствующих представлению о женском поведении).

Психологические особенности мальчиков
Сфера развития Особенности развития Стратегия воспитания и обучения
Физическая сфера Младше девочек по физиологическому возрасту на 1 год.
До 8 лет выше острота слуха.
При утомлении страдают л-полушарные процессы (логическое мышление, речевое). Корректировка системы требований к ребенку.
Учет периодов работоспособности.
Интеллектуальная сфера Выше невербальные способности.
Генерируют новое. Предрасположенность к поисковым действиям.
Большой разброс врожденных признаков, и полезных, и вредных мутаций.
Склонность к поиску нетрадиционных решений.
Визуальная поддержка (дублирование устной инструкции, пиктограмма и др.).
Организация поисковой деятельности.
Исправление «неудобных» качеств ведет к искажению развития.
Поощрение неправильного, но интересного решения.
Помощь в выявлении индивидуального стиля деятельности.
Социальная сфера Игры опираются на дальнее зрение.
Долго врабатываются в начале занятия, максимальная работоспособность – к середине занятия.
Реакция на развод родителей – агрессия
По отношению к мальчикам наша речь чаще содержит прямые указания (отойди, принеси и пр.). Использование доски, верхнего пространства, стен, мячей (бросание).
Сборка-разборка деталей (частей).
Ответственные задания – в середине занятия.
Учет эмоционального состояния.
Эмоционально-волевая сфера Чувствительность к оценкам взрослых, ограничениям.
Тревожность по поводу самооценки.
Кратковременно, но ярко и избирательно реагируют на эмоциональные факторы.
В эмоциональных ситуациях снимают напряжение.
Реже демонстрируют волевые качества.
Низкая организованность.
Не могут долго слушать нотации: пик эмоциональной активности проходится на первые минуты.
Не могут долго удерживать эмоциональное напряжение, отключат слуховое восприятие.
Мальчиков чаще ругают.
Эмпатия к мальчикам низкая, их воспринимают как источник конфликтов. Оценивание деятельности, а не личности.
Положительное эмоциональное внимание, принятие.
Возможность двигательной и речевой активности на уроке. Смена видов деятельности.
В эмоциональных ситуациях переключать на продуктивную деятельность.
Поощрение перед группой. Отмечать достижения.
Гибкость педагогического воздействия.
Избегание импульсивных, скоропостижных решений. Спокойствие.
Не требовать произвольности поведения, заинтересовать заданием.
Совместное структурирование времени и пространства (постепенная минимизация участия взрослого.
Речь взрослого – краткая и четкая.

Список использованной литературы
1. Безруких М. М. Проблемные дети. М., 2000.
2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб ное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002.
4. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста. М., 1999.
5. Выготский Л.С. , Психология, 2000
6. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. М., 1995.
7. Дьяченко О. М. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Челябинск, 1996.
8. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. СПб, 2000
9. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
10. Зверева С. В. Особенности готовности к школе мальчиков и девочек. Дошкольная педагогика (Июль Август) 2003.
11. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1998.
14. Курчинка М.Ш. Ребенок с характером. СПб, 1996.
15. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг общения с ребенком. Период раннего детства. СПб., 2003.
16. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб, 2002.
17. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб, 2003.
18. Многоосевая классификация психических расстройств в детском и подростковом возрасте. М., 2003.
19. Многоосевая классификация психичемких расстройств в детском и подростковом возрасте в соответствии с МКБ -10. М.-СПб, 2003
20. Монина Г. Б., Лютова Е. К. Проблемы маленького ребенка. СПб., 2007.
21. Монина Г. Б., Лютова-Робертс Е. К., Чутко Л. С. Гиперактивные дети. Психолого_педагогическая помощь. СПб., 2007.
22. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков. Учебник. СПб, 2012.
23. Монина Г.Б., Рузина М.С. «Ох, уж эти одаренные дети». СПб, 2008
24. Одаренность: рабочая концепция/под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 2002.
25. Развитие личности ребенка от 3 до 7 / Под ред. Л. А. Головей. Екатеринбург, 2006.
26. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления. М., 2001
27. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: избр. психол. труды. М., 1995
28. Фельдштейн Д.И. Глубинные изменения современного детства и обусловленная ими актуализация психолого-педагогических проблем развития образования. Образование и общество. №3 2010
29. Фуллер Чери. Подбери ключ к обучению своего ребенка. Минск, 1998. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль, 1997.
30. Целуйко В.М. психология современной семьи. М., 2004
31. Шевченко Ю. С. Коррекция поведения детей с гиперактивностью и психопатоподобным синдромом. М., 1997.
32. Эльконин Д. Б. Детская психология. М., 1960.
33. Эриксон Э. Детство и общество. СПб., 2000
34. Юркевич В. С. Одаренный ребенок иллюзии и реальность. М., 2001

All rights reserved (c) 2011-