Главная компетентность

Главная компетентность современного человека – компетентность быть готовым к новым и новым компетентностям

Главная компетентность человека
Модернизация системы образования в Эстонии, проблема адаптации детей мигрантов в обществе, усовершенствование программ обучения школьников, осуществление преемственности различных ступеней общего образования, – все эти важные проблемы поднимались не на международном форуме, не на заседании Ученого Совета университета и даже не на встрече руководителей образовательных учреждений, а на семинаре-тренинге для учителей, логопедов, психологов русскоязычных школ и детских садов Таллина.

Почему именно учителя решают такие вопросы? На мой взгляд, это важный поворот в жизни системы образования как Эстонии, так и всего сообщества в целом. Тенденцией современности является стремительность изменений и непредсказуемость. Главная компетентность современного человека – компетентность быть готовым к новым и новым компетентностям (Асмолов) И поэтому становится очевидным, что учитывать изменения на микро- и макроуровнях необходимо научиться именно тем, в чьей работе, как в зеркале, эти изменения отразятся. Если педагоги научатся соотносить то, что происходит в мире, в стране, в местном сообществе, им легче, проанализировав ситуацию, спрогнозировать собственные реакции на нее: выработать конструктивную стратегию деятельности, с учетом возможных последствий происходящих в мире процессов.

В мировом образовательном пространстве активно обсуждается новая система ценностей и целей образования, отвечающая принципам культуросообразности, толерантности и соблюдения прав человека.

Качество современного образования зависит от изменений, происходящих в обществе, от тенденций, характерных для системы образования и от профессиональных и личностных качеств отдельно взятых учителей.

Учитывая такие тенденции (Горбунова Л.Н.), как принципиальная новизна в процессах обучения и воспитания, состояние неопределенности, открытость, отсутствие готовых рекомендаций по переустройству (в силу специфического состояния педагогической науки), потребность учителей-практиков в новых разработках и технологиях, которые помогут педагогу освоить новые компетенции, становится очевидным необходимость обучения самих педагогов выявлению проблемных зон в системе образования, принятию решений в меняющихся условиях, выбору эффективных методов взаимодействия с учениками.

Согласно Государственной программе интеграции Эстонии, одним из главных ее проводников является система образования. Важнейшая задача школы в Эстонской республике состоит в том, чтобы сделать цели развития и культурную среду общества понятной для учащихся всех национальностей, расширить индивидуальное понимание других культур. В связи с этим существенно должна измениться практика реализации профессионально-педагогической деятельности учителя, играющего ведущую роль в процессе выявления потенциала каждого учащегося и создания условий для его самореализации. Для реализации задач, поставленных Государственной программой интеграции в области развития диалога культур и мультикультурного образования, необходимо особое внимание уделить подготовке учителей «нового типа» к вступлению в «новую образовательную волну»

В русскоязычной основной школе и гимназиях возраст преподавателей (средний) близок к пенсионному, знания были получены несколько десятилетий назад, «инструменты» педагогического взаимодействия с учащимися не обновлялись много лет. “Динамичное развитие современного мира, увеличение количества детей, требующих «особого подхода», рост информатизации, угроза профессионального выгорания учителей (в связи с увеличивающимися нагрузками), – все это диктует необходимость психолого-педагогического сопровождения учителей, включения их в систему переподготовки специалистов».

Как правило, такая подготовка, направленная на рост профессионализма педагогических кадров, предполагает:

– информирование его участников опытными специалистами,
– знакомство с новыми концепциями в области образования
– консультирование по применению отдельных техник работы в образовательном учреждении
– обмен опытом участников.

Однако в настоящее время проблема повышения квалификации стоит очень остро и требует системной разработки, так как, к сожалению, пока зачастую планируются только разовые мероприятия.

Квалификация – это “уровень развития способностей работника, позволяющий ему выполнять трудовые функции определенной степени сложности в конкретном виде деятельности. Квалификация определяется объемом теоретических знаний и практических навыков, которыми владеет работник и является его важнейшей социально-экономической характеристикой”. Именно поэтому при переподготовке специалистов желательно использовать не только лекционные курсы, но и интерактивные формы обучения, позволяющие получить и знания, и навыки, новые компетенции.

С понятием квалификации тесно связаны понятия профессиональной компетентности и профессионализма, рефлексивного и понимающего обеспечения деятельности.

Динамика развития современного общества ставит перед системой образования все новые и все более сложные задачи, требующие практически непрерывного ее реформирования. В этих условиях необходимы педагоги, которые не просто приобретают практический опыт, но и “постоянно обновляют свои теоретические знания, совершенствуют методическое мастерство, глубже овладевают искусством воспитания, проявляют творческий подход к работе с детьми”.

Непрерывное образование (и курсы повышения квалификации – как его часть) сейчас необходимо, чтобы соответствовать современным требованиям и запросам общества.

Необходимость повышения квалификации педагогов обусловлена следующими факторами:
– стремительными изменениями в мире и в системе образования
– социальным запросом общества и родителей к обучению и воспитанию детей и подростков
– необходимостью понимания психологических особенностей современных детей и подростков
– потребностью учителей в овладении новыми методиками и техниками работы с детьми и подростками
– увеличением количества «особых» детей, требующих специального подхода педагогов
– потребностью педагогов не только в знаниях, но и в освоении навыков эффективного взаимодействия с детьми и подростками
– риском профессионального выгорания педагогов, много лет работающими в системе образования

Таким образом, на современном этапе, в связи с существующим противоречием между потребностью детских садов и школ в практикоориентированном обучении, в обмене опытом, и недостаточным уровнем и количеством предложений, назрела необходимость организации курсов повышения квалификации педагогов, учитывающих современное положение как в обществе, так и в системе образования.

В течение последних лет в Таллин неоднократно приезжали специалисты из разных стран, готовые поделиться опытом работы с эстонскими коллегами. В этом учебном году , благодаря поддержке вице-мэра города Таллина Михаила Кылварта и энтузиазму руководителя ресурсного Центра «Академия Детства» Елены Парфеновой удалось запланировать и создать цикл семинаров для педагогов образовательных учреждений , работающих на руссом языке , «Успешный педагог».

Предлагаемый курс повышения квалификации педагогов предполагает систему занятий, направленных на освоение педагогами знаний и навыков эффективного взаимодействия с детьми и подростками и включает несколько блоков. Каждый блок включает в себя как теоретический материал, так и практические задания, позволяющие педагогам выявить собственный стиль взаимодействия, составить рекомендации по работе с детьми и подростками. Занятия проходят в форме семинаров-тренингов, с активным участием каждого слушателя.

Среди приглашенных из Санкт-Петербурга преподавателей – ведущие специалисты в области педагогики и психологии: Чутко Леонид Семенович, доктор медицинских наук, профессор; Дракина Ирина Константиновна, доктор педагогических наук, профессор; Алексеева Ирина Алексеевна, психолог-консультант; Монина Галина Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент и др.

Темы семинаров формулировались в соответствии с запросами учителей г. Таллина:

1. Факторы эффективности взаимодействия педагогов и детей и подростков
2. Знакомство с возрастными особенностями детей и подростков
3. Учитель и проблемы дисциплины
4. Успешность ребенка и школьная успеваемость
5. Эффективное взаимодействие педагогов и родителей
6. Конструктивное разрешение конфликтов
7. Профилактика эмоционального выгорания учителей

По окончании каждого блока занятий участники получают необходимые для работы методические материалы. А по завершении цикла семинаров (всего 9 встреч) – сертификат о повышении квалификации.

All rights reserved (c) 2011-