Как выжить ребенку, родителям и педагогам в современной школе?

В течение нескольких десятилетий осуществлялась политика превращения воспитания из семейного в общественное, в связи с чем в школах и детских садах складывалось снисходительное отношение к домашнему воспитанию. И педагоги, и сами родители были убеждены, что именно образовательное учреждение призвано осуществить основной вклад в дело формирования личности ребенка. Многие педагоги видели свою миссию в том, чтобы учить (даже поучать), контролировать действия родителей, указывать на их ошибки и недостатки в воспитании детей. И основной формой работы педагога с родителями оказались родительские собрания с обязательным монологом педагога, включающим в себя, как правило, оценку ребенка (в основном его негативного поведения и недостатков при обучении). При этом опыт родителей полностью игнорировался.

image1-2

В настоящее время в связи с переходом на личностно-ориентированную модель взаимодействия с ребенком признается приоритет семейного воспитания над общественным. Так, в Америке, Франции, Германии, в других развитых странах функции воспитания берет на себя семья. Она отвечает за ребенка перед законом и перед требованиями общественной морали, а школа решает те же проблемы лишь в учебном процессе…» (Возчиков В., 1995, с. 33).

Необходимость работы с родителями вызвана не столько потребностью в оказании какой-либо помощи детскому саду или школе со стороны мам и пап, сколько заботой об индивидуальном развитии ребенка. Создание единой воспитательной среды необходимо для раскрытия потенциальных возможностей каждого дошкольника или школьника.

От совместной работы родителей и педагогов выигрывают все стороны педагогического процесса: родители принимают активное участие в жизни детей, тем самым лучше понимая и налаживая взаимоотношения; педагоги, взаимодействуя с родителями, узнают больше о ребенке, что позволяет подобрать эффективные средства воспитания и обучения. Главное же заключается в том, что дети, оказавшись в едином воспитательном пространстве, ощущают себя комфортнее, спокойнее, увереннее, в результате чего лучше учатся и имеют гораздо меньше конфликтов со взрослыми и сверстниками.
Результаты наших исследований показали, что 87 % родителей считают, что проблемы ребенка в школе возникают по причине недостаточной профессиональной компетентности педагогов, а 84 % учителей отметили, что современные дети испытывают трудности в обучении из-за того, что родители уделяют мало внимания школьным делам.

image1-2

При внешнем благополучии процесса взаимодействия педагогов и родителей между ними зреет недовольство, раздражение. И – по словам Н.Е. Щурковой – в этом конфликтном поле находится ребенок.

Взаимное непонимание, сваливание вины друг на друга – далеко не лучшая атмосфера для полноценного развития и ребенка и формирования у него чувства успешности.

Зачастую на семинарах для родителей по эффективному общению с детьми и подростками участники с горечью говорят: «Хорошо бы, чтоб учителя послушали этот семинар». А учителя на подобных семинарах с горечью говорят, что не могут донести до родителей нужную информацию о воспитании их собственных детей…

Что же делать? Как «достучаться» друг для друга людям, чье влияние на ребенка и подростка так значимо и велико?

Директор Детской деревни SOS Псков уже третий год организует семинары, участниками которых являются…. И учителя школ, в которых учатся дети из Детской деревни, и родители, и психологи (как школьные, так и из Деревни).

image1-2

Причем, темы семинаров выбирают сами участники, заинтересованные в решении сложных случаев воспитания и обучения детей.

Один из таких семинаров «Конструктивное взаимодействие участников образовательного процесса» проходил 27-го марта. И учителя, и психологи, и родители за круглым столом обсуждали общие проблемы и принимали общие решения.

Очень надеемся, что подобные встречи будут способствовать позитивным изменениям в системе образования пусть пока не всей страны, но хотя бы в пяти школах Пскова, где «самые важные люди в жизни детей» объединились и вместе думают не только о светлом будущем детей, но и о том, как сделать комфортным и светлым для них уже сегодняшний день.

All rights reserved (c) 2011-