Современное образовательное учреждение…
Исследования показали, что 85 % учителей со стажем более 8 лет испытывают трудности при обучении. 90 % учителей считают: прежние эффективные методы и приемы обучения уже не работают.
Понятно, что пришло время менять многое.
В течение нескольких десятилетий все мировое сообщество будоражат нововведения в сфере образования.
«Сенсационные достижения, прогремев на телевидении и в газетах, испаряются через несколько месяцев. А проблема образовательной среды, предоставляющей учащимся благоприятную возможность длительно расти и развиваться в атмосфере свободы, пока не получила полноценного освещения»
Однако, положение в образовании все еще воспринимается как неудовлетворительное. По мнению Андрея Леонидовича Андреева, доктора философских наук, профессора, нынешние российские образовательные реформы
разрабатываются фактически в русле чистого оргпроектирования и мало привязаны к конкретным социально-культурным условиям страны и к задачам обучения (Андреев А. Л. Российское образование: социально-исторические контексты. М.: Наука, 2008)
Джон Тэйлор Гатто заявил, что что школы никогда и не были призваны раскрывать детские таланты, и что школы прекрасно справляются с изначально заложенной в них функцией – способствовать продвижению единиц на верх пирамиды, а в остатке производить более-менее однородный продукт для нужд индустриальной экономики. А Кен Робинсон показал, что такое образование, которое существует сейчас, не просто калечит людей, оно уже экономически не выгодно и не соответствует запросам сегодняшнего дня (Речь на конференции «Как школы убивают способности творчески мыслить» была скачана более 4 млн раз!!!).
Очевидно, что нельзя не менять систему образования в ситуации, когда среда изменилась до неузнаваемости (глобализация экономики, социально-экономическая и культурная дифференциация, информационный взрыв, новые формы коммуникации и т.д.).
Но всегда ли изменения, осуществляемые нами, приводят к положительным результатам?
Так, на протяжении уже нескольких десятилетий мы, стремясь идти в ногу со веременем, усиленно стали готовить детей к поступлению в школу. Однако в школьных классах оказывается от 10 до 50 % неготовых к школьному обучению детей. Наши исследования выявили, что количество эмоционально неготовых к обучению детей среди старших дошкольников выросло за несколько последних лет в ТРИ РАЗА!
Может быть, не так и не к тому готовим?
Главная цель пребывания в данных социальных институтах – подготовка к будущей жизни. Но как подготовить их к тому, о чем мы не имеем ни малейшего представления?
Дети, которых сегодня родители привели в детский сад, закончат институт в 2036 году. Что их ожидает в таком далеком будущем? И можем ли мы готовить к будущему устаревшими инструментами? И заем ли мы, что именно в этом далеком будущем? В нашем мире больших скоростей в техническом вузе студент получает знания бакалавра, которые устаревают ко времени получения звания магистра. Более того, никто не знает, что будет с рынком труда через пять-семь лет.
Лариса Николаевна Горбунова отмечает, что Сегодняшним школьникам предстоит работать по профессиям, которых пока нет, использовать технологии, которые еще не созданы и решать задачи, о которых мы можем лишь догадываться.
Какая же компетентность нужна в нашем мобильном мире, начиная с дошкольного образования и до конца жизни? Это прежде всего компетентность к обновлению компетенций.
Это умение мыслить критически, делать выбор, осуществлять позитивные изменения, быть готовым к принятию решения.
Как может дошкольное образование помочь развиваться этим качествам в детях?
Прежде всего, помогая развивать и учиться:
– инициативности,
– самостоятельности
– ответственности
Причем, развивать эти важные качества надо не только и не столько на студенческой скамье или за школьной партой, а с раннего детства.
По утверждению Джеймса Хекмана, лауреата Нобелевской премии в области экономики, именно превентивное вмешательство является более эффективным и дает более благоприятные результаты, чем позднее восстановление
Результаты исследования специалистов Калифорнийского университета на
протяжении 25 лет показали, что каждый доллар, вложенный в физическое и
познавательное развитие детей раннего и дошкольного возраста, приносит прибыль в $7, главным образом за счет экономии в будущем.
Однако, чтобы реализовать такие далеко идущие планы, необходима долгая кропотливая работа тех, кто находится рядом с детьми. И не только работа и забота, но и четкое понимание каждым педагогом собственного места и собственной миссии в системе образования. Осознание того, что для будущего блага детей, с которыми мы работаем, для их светлого будущего завтра и послезавтра , необходимо уже сегодня менять что-то в себе ( а не только в системе образования в целом), в своем понимании в своих реакциях на происходящие изменения в мире.
Сегодня уже нельзя быть просто передатчиком знаний. Или кузнецом счастья будущего поколения.
Главная цель педагога сегодня – стать «помогателем», фасилитатором для каждого ребенка, создать условия для решения психологических задач взросления на каждом возрастном этапе.
Если учитель – фасилитатор, а не передатчик информации, перед учеником – задача: думать самостоятельно:
Что для этого должны сделать педагоги уже сегодня?
Как к этому прийти? Как всегда? «Весь мир насилья мы разрушим
До основанья, а затем Мы наш, мы новый мир построим?
Альберт Эйнштейн отмечал, что «создать новую теорию – это не снести старый сарай и возвести на его месте небоскреб. Этот процесс, скорее всего, похож на восхождение на гору, когда вам открываются новые и широкие просторы, когда вы видите неожиданные связи между вашими исходными и нынешними взглядами».
За последние десятилетия педагогам пришлось пережить несколько перестроек и даже небольших «революций» в системе образования, что, безусловно, не могло не сказаться на их эмоциональном состоянии. Всякий раз, когда профессиональное сообщество будоражили такие важные и нужные, но такие непонятные и «страшные» слова, как инновация, индивидуализация, дифференциация, модернизация и другие «…ации» – не будем их все перечислять – педагоги пребываали в состоянии стресса. Хотя, если проанализировать, каждая из этих революций заканчивалась одинаково: призывом обратить внимание на ребенка, фокусируясь на разных аспектах педагогической деятельности.
Так, л-о-м отвечает на вопрос – КТО? – является центральной фигурой взаимодействия педагогического взаимодействия. Деятельностный подход – помогает определить – ЧТО ДЕЛАТЬ? ФГТ И ФГОСЫ – дают точный адрес, КУДА идти, то есть что должно получиться в результате. Теория АМО помогает определить, КАК осуществить задуманное. То есть главное – для кого, для чего и как мы должны действовать. А вот что именно мы с вами должны делать в конкретном детском саду или школе – решать только нам. И перед каждым из нас стоит задача – соответствовать требованиям стандартов и не забыть при этом про ребенка!
Если задуматься, для того, чтобы небоскреб возвести, надо знать, каков у него фундамент, какова его планировка. И придумать такие строительные технологии, которые точно не повредят жителям: ни во время строительства, ни через 20-30 лет. И – как мы можем помочь жителям в период переселения, ожидания сдачи вожделенного строительного объекта, в котором будут предоставлены обещанные комфортные условия.
Главный критерий при выборе инструментов и технологий образовании в – чтобы перестройка принесла пользу всем субъектам образовательного процесса – и детям, и их родителям, и педагогам. Тогда наши с вами усилия окажутся плодотворными. Главное: мы строим не для того, чтобы дом оказался красивым и его похвалили соседи или остались довольны архитекторы и строители –а чтобы в нем было уютно и комфортно его жителям – детям!!!
ОДНАКО педагогу достаточно трудно всегда и во всем соответствовать уровню, диктуемому временем. И один из способов – это обучение.
Время изменилось, изменился мир, изменились требования к современному педагогу. И сегодня необходимостью стало не только образование, обучение, но и самообразование, самообучение. По некоторым оценкам, среднегодовой темп прироста новых знаний составляет 4–6%. Это означает, что около 50% профессиональных знаний специалист должен получить после окончания учебного заведения.
В ситуации кризиса образования , чтобы найти новый инструмент – необходимо учиться, создавать новые программы и проекты, придумывать новые формы работы с учащимися. Мы, педагоги, имеем огромное преимущество перед представителями других профессий: нам всегда есть, ГДЕ и У КОГО учиться. В моей жизни было много бесценных учителей. Конечно, это опытные профессора и даже академики – живые классики, как я их называю. Это специалисты, щедро делившиеся своими знаниями и своим опытом, которым я безгранично благодарна. Но это и дети в детском саду, где я работаю психологом, это те неуспевающие ученики, которым я помогала более 20-ти лет, это мои собственные дети, которые не только помогают мне освоить компьютер и другую «умную» технику, но и являются генераторами многих идей, воплощенных мною в жизнь. Это – студенты, у которых я учусь учиться. Оказывается, каждый ребенок, даже если ему всего 5-6 лет, точно знает, какая коррекционная или развивающая программа ему необходима. И наша задача – только смотреть во все глаза и слушать во все уши. Не пропустить того, что хотят нам сказать наши ученики и воспитанники. Именно это и есть непрерывное образование, умение находить нужную информацию и использовать ее на благо тех, кого мы учим. Это и есть постоянный личностный рост. Совсем недавно я вернулась из Сургута, где уже 8 лет провожу семинары для учителей. Они с восторгом мне рассказали, что один из новых учеников – Лоренсио – он родом из Италии – озвучил ожидания многих учеников от процесса обучения. «Ваши учителя, – сказал Лоренсио, – очень много говорят и много пишут. А Я САМ ХОЧУ ГОВОРИТЬ И ПИСАТЬ!!!!!!»
ВОТ, ОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧЕГО ЖДУТ ОТ НАС СОВРЕМЕННЫЕ ШКОЛЬНИКИ. Той самой деятельности, о передаче ответственности за которую мы пока только рассуждаем.
И мы должны с благодарностью принимать подобные ожидания и советы, если хотим, чтобы наша работа стала эффективной.
По словам К. Роджерса, Надо верить в молодежь! Они должны чувствовать наше уважение. Если мы хотим сохранить эту хрупкую планету и построить жизнь, достойную человека – нам нужна помощь всего молодого поколения!!!
Единственный способ, которым мы можем гарантировать себе эту помощь, – содействие молодежи в том, чтобы она глубоко и всесторонне училась и прежде всего училась учиться (самообучение!!!!)
Таким образом, не только наше выживание, но и наш успех, наш личностный и профессиональный рост зависит от нашего умения получать необходимую информацию от обучающихся. Только тогда мы можем приблизить процесс обучения к тем, ради которых работаем. «Думать о том, ради чего мы здесь – а мы здесь ради блага наших учеников – высшая ценность системы образования, – сказал К. Роджерс 50 лет назад.»
И еще один необходимый инструмент для нашего выживания в меняющемся мире – гарант нашего профессионального и личностного роста – рефлексия – умение анализировать собственную деятельность, системообразующий элемент Индивидуального стиля деятельности, ПОИСКА ПУТИ К СЕБЕ САМОМУ.
Для педагога умение понять себя, ОСОЗНАННО, на основании самоанализа и самооценки, определить те операции, способы деятельности, которые соответствуют его индивидуальным особенностям, важнейшее условие успеха.
А поняв свои особенности – выстроить успешную стратегию взаимодействия с обучающимися – главная задача каждого педагога, желающего стать эффективным
И только в том случае, если педагог научился подобной рефлексии – только тогда он может и имеет право учить этому детей, подростков и студентов.
Отец Георгий, с которым я говорила за несколько дней до поездки в Якутск – подарил мне замечательные слова:«Это же нечестно, если я буду учить прихожан тому, что вычитал в книжке. Учить надо только тому, что сам пережил и умеешь делать хорошо». Жизненный опыт помогает человеку находить успешные стратегии в жизни. Но вот, обучая детей, мы зачастую забываем об этом. И очень редко обращаемся к жизненному опыту детей. Каждый ребенок уже имеет способы успешной деятельности, но мы, подчас применяя супер современные технологии, переучиваем его, стимулируя использовать предлагаемые нами методы, иногда вовсе не совместимые с его индивидуальным стилем деятельности.
И еще. Главное. Когда мы с вами сегодня помогаем нашим детям, не щадя сил ни наших, ни детских, нельзя забывать: это МЫ С ВАМИ их готовим к жизни, а они – наши дети – хотят не готовиться к будущей жизни, а ЖИТЬ СЕГОДНЯ!
Им уже сегодня нужен психологический комфорт, любовь и принятие.
Они ищут взрослых, которые могут с ними вместе ЖИТЬ, не мешая им оставаться «самими собой», уважая и признавая их самостоятельность… (О. Гозман). И которые тоже просто ЖИВУТ рядом с ними, а не выживают из последних сил. И просто радуются, а не ожидают счастья в далеком завтра, когда они, наши сегодняшние дети, успешно сдадут ЕГЭ, победят в олимпиаде или получат ну хотя бы какую-нибудь медаль. За что-нибудь…
И вовсе не надо быть президентом или министром, чтобы уже сегодня изменить что-то в своей работе. Просто надо ориентироваться не только и не столько на такое, хотя и прекрасное, но далекое будущее, но и на сегодня. Чтобы и детям, и нам с ними было комфортно не в сказочном дворце, не в небоскребе, а там, где МЫ ЕСТЬ. СЕЙЧАС.
Ф.М. Достоевский заметил, что «… ничего нет выше и сильнее, и здоровее, и полезнее впредь для жизни, как хорошее какое-нибудь воспоминание, и особенно – из детства, из родительского дома. Если много набрать таких воспоминаний с собою в жизнь, то спасен человек на всю жизнь!»
И наша задача – создать такие условия для детей, чтобы побольше в их памяти осталось светлых и теплых воспоминаний, а не борьбы за успеваемость.
И тогда их «сегодня» станет гарантом успешного и счастливого «завтра». Тогда и небоскреб для них будем строить вместе, учитывая ИХ пожелания и потребности. И в соответствии с новыми экологичными технологиями. И – во благо детей!
Падать – часть Жизни, подниматься на ноги – ее Проживание. Быть Живым – это Подарок, а быть Счастливым – это ваш ВЫБОР. Даже в условиях модернизации!