Леворукость и праворукость

РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

Индивидуальные особенности детей:Леворукость и праворукость

Леворукость – это результат особой организации мозга, один из вариантов нормального развития ребенка. Почти 90% людей имеет ведущую правую руку и лишь около 10% – левую или одинаково хорошо владеют и правой и левой рукой.
У 95 % праворуких людей центр речи находится в левом полушарии, а у леворуких – и в правом (75 %), и в левом полушарии. Или даже располагается симметрично – в правом и левом полушарии (Сиротюк А.Л., 2001). Не рекомендуется обучать детей, пока они не выговаривают несколько звуков, так как у них еще доминирует неречевое, правое полушарие, и интеллектуальная нагрузка может привести к заиканию, неврозу.
Специалисты (Безруких М.М., 2000, Сиротюк А.Л., 2001) отмечают, что дети-левши могут позже созревать в психическом плане, что выражается в более тяжелей адаптации в первом классе, в быстро наступающем утомлении от большого количества социальных контактов.
Очень часто леворуким детям свойственна повышенная эмоциональность, что тоже необходимо учитывать. Не следует их перегружать участием в эмоционально насыщенных мероприятиях (Бетти Лу Ливер, 1995).
Если ребенок был переучен в дошкольном возрасте с левой руки на правую, то категорически противопоказано «двойное» переучивание после первой четверти первого класса.
Категорически противопоказано требовать от леворукого ребенка безотрывного письма. У леворуких детей чаще, чем у праворуких (Безруких М.М., 2000), отмечаются зеркальное письмо, выраженные нарушения почерка, тремор, неправильное начертание букв (оптические ошибки), низкая скорость письма (возможно, это результат отсутствия адекватной методики обучения леворуких детей письму).
При письме, рисовании, чтении свет должен падать с правой стороны. Положение парт и классной доски не позволяют посадить леворукого ребенка лицом к классу, поэтому лучшее место для него — у окна, слева за партой. Там лучше освещенность, а, кроме того, он не будет мешать соседу, работающему правой рукой.
Только общая линия поведения педагогов и родителей, рассматривающих леворукость ребенка как индивидуальный вариант развития в пределах нормы, создание благоприятных условий для формирования двигательных навыков помогут леворуким детям адаптироваться в преимущественно праворуком мире.

Таблица 6
Стратегии взаимодействия с право- и левополушарными детьми
(по материалам Сиротюк А.Л. , 2001)

Тип Особенности Стратегии взаимодействия
Левополушарный
тип
Склонность к абстрагированию и обобщению.
Словесно-логический характер познавательных процессов.
Левое полушарие оперирует словами, символами, отвечает за письмо, счет, анализ.
Информация обрабатывается последовательно, линейно, медленно.
Восприятие аудиальное.
Интеллект вербальный, теоретический.
Память носит более произвольный характер. Абстрактно-линейный стиль изложения информации.
Анализ деталей.
Неоднократное повторение материала.
Тишина на занятии, во время объяснения, чтения.
Работа в одиночку.
Вопросы закрытого типа (требующие ответов «да», «нет»)
Высокая потребность в умственной деятельности.
Правополушарный тип Склонность к творчеству.
Склонность к рисованию и восприятию гармонии цветов, музыке.
Конкретно-образований характер познавательных процессов.
Правое полушарие отвечает за синтетическую деятельность мозга.
Визуальное восприятие.
Невербальный, практический интеллект.
Быстрая переработка информации.
Непроизвольная память.
Экстраверты. Творческие контекстные задания.
Эксперименты.
Музыкальный фон на занятии.
Работа в группе.
Вопросы открытого типа (требующие развернутых ответов).
Синтез нового материала.
Социальная значимость в деятельности, престижность в коллективе.

Список использованной литературы
1. Безруких М. М. Проблемные дети. М., 2000.
2. Бетти Лу Ливер. Обучение всего класса. М., 1995.
3. Богоявленская Д. Б. Психология творческих способностей: учеб ное пособие для студентов высш. учеб. заведений. М., 2002.
4. Волосова Е. Б. Развитие ребенка раннего возраста. М., 1999.
5. Выготский Л.С. , Психология, 2000
6. Гриндер М. Исправление школьного конвейера. М., 1995.
7. Дьяченко О. М. Одаренность детей: выявление, развитие, поддержка. Челябинск, 1996.
8. Еремеева В. Д., Хризман Т. П. Мальчики и девочки — два разных мира. СПб, 2000
9. Заваденко Н. Н. Как понять ребенка: дети с гиперактивностью и дефицитом внимания. М., 2001.
10. Зверева С. В. Особенности готовности к школе мальчиков и девочек. Дошкольная педагогика (Июль Август) 2003.
11. Крайг Г. Психология развития. СПб., 2000.
12. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль, 1997.
13. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. М., 1998.
14. Курчинка М.Ш. Ребенок с характером. СПб, 1996.
15. Монина Г.Б. Психологическое консультирование детей и подростков. Учебник. СПб, 2012.
16. Монина Г.Б., Рузина М.С. «Ох, уж эти одаренные дети». СПб, 2008
17. Одаренность: рабочая концепция/под ред. Д.Б. Богоявленской. М., 2002.
18. Развитие личности ребенка от 3 до 7 / Под ред. Л. А. Головей. Екатеринбург, 2006.
19. Сиротюк А.Л. Обучение детей с разным типом мышления. М., 2001
20. Фельдштейн Д. И. Проблемы возрастной и педагогической психологии: избр. психол. труды. М., 1995

All rights reserved (c) 2011-