“Платиновое” правило

История про девочку Дашу, или Платиновое правило общения с ребенком

Однажды в дверь моего кабинета в детском саду № 1 раздался осторожный стук, тихий и вкрадчивый. Вслед за этим в дверной щели показалось озабоченное лицо 5-летней Даши из старшей группы детского сада.

Платиновое правило общения с ребенком
Войдя в кабинет и плотно прикрыв за собой дверь, Даша сразу перешла к цели своего визита (как оказалось, судьбоносного для нее) и строго меня спросила: «Галина Борисовна, а вы все на свете знаете?»

Борясь с желанием оправдать ее надежды на положительный ответ, но опасаясь в то же время оказаться неправдивой и потерять доверие девочки, я со вздохом сказала: «К сожалению, я знаю не все на свете…».

Не успела я закончить фразу, как Даша безмолвно и решительно вышла из кабинета. «Даша, подожди, не уходи. Кое-что в этой жизни я все-таки знаю!!!», – только и успела я прокричать ей вслед.

Через несколько секунд ожидания, которые показались мне очень-и очень долгими, девочка вновь вошла в кабинет, села на маленький стульчик возле меня, но на этот раз не спешила начинать разговор. Меня так и подмывало спросить ее о цели прихода и постараться определить, смогу ли я ответить на такой важный для нее вопрос. Но Даша довольно долго рассматривала меня, будто видела впервые, и, видимо, взвешивала, достойна ли я, не оправдавшая ее надежды на всезнание, посвящения в ее тайну.

Боясь спугнуть девочку, я тоже молчала. Я не торопила Дашу (хотя так хотелось это сделать), делая вид, что продолжаю заниматься своими делами, заполняю документы, время от времени глядя на таинственную посетительницу.

Наконец Даша громко, отчетливо и, как мне показалось, даже с вызовом (сможешь-не сможешь?) произнесла:
«Мою маму очень волнует, что я грызу ногти. Можете вы помочь нам с мамой?»

Девочка после такой красноречивой и длинной для нее «взрослой» речи замолчала и выжидательно посмотрела на меня.
Внутренне собравшись, боясь совершить поспешные действия и сказать «не те» слова, я спросила: «Даша, но твоя мама никогда не говорила мне об этом…»
«Да, – ответила девочка, – моя мама очень-очень много работает (Даша глубоко вздохнула), . Тут вся деловитость и взрослость куда-то исчезла, Даша встала, подошла ко мне вплотную и громким, «жарким» шепотом быстро произнесла: «Ну что, вы-то хоть знаете, что можно сделать, чтобы я перестала грызть ногти???»
Я улыбнулась, протянула руку Даше, вздохнула с облегчением и сказала (тоже почему-то шепотом):
«Даша, вот об этом я как раз кое-что знаю и постараюсь тебе помочь».

Только после этих слов девочка будто обмякла, снова глубоко вздохнула, и из чопорной таинственной посетительницы превратилась просто в пятилетнюю девочку Дашу.
Она прижалась ко мне, как бывало много раз за время двухлетнего знакомства с ней, и совсем «по-дашенски», захлебываясь и торопясь, протараторила: «Вот здорово, а то у меня прямо беда с этой мамой и с этими ногтями».

Дальше, пока мы рисовали с Дашей, она мне долго и подробно рассказала о своей беде.
Оказалось, что каждый вечер, во время просмотра телепередач или видеофильма (вопрос «когда» удалось выяснить благодаря Дашиной обстоятельности и комментариям к рисунку ), Даша грызет ногти, за что регулярно получает «дежурные замечания» от мамы, бабушки и папы. Однако она так привыкла к этим педагогическим нотациям, что они ее ничуть не расстраивают и она даже не всегда их слышит (особенно когда смотрит вой любимый фильм).

Но ситуация резко меняется, когда к ним в гости приходит ее друг – 7-летний Ваня («он ОЧЕНЬ-ОЧЕНЬ умный……и красивый…..»). Вот тогда-то каждое замечание заботливых родственников больно ранит девочку.

Сердясь и сдерживая себя (она со слезами рассказывала об этом), она изо всех сил старается не грызть ногти, чтобы ее не ругали в присутствии Вани. Но из-за особого волнения (от Ваниного присутствия, от чувства неловкости и раздражения на родителей за причиненную боль, от злости на себя саму и на свои непослушные руки) она вновь и вновь прибегает к этой «вредной привычке». А иногда она даже говорит грубые слова мамочке! И – о ужас – даже злится и убегает от Вани, которого так ждала…

Во время рисования и долгого разговора Даша то смеялась, то плакала, много говорила, рисовала и перечеркивала свои рисунки и очень по-взрослому формулировала свой запрос. Видимо, несмотря на столь юный возраст, ребенок столько раз анализировал ситуацию, травмирующую ее, что очень четко отвечала на все мои вопросы о ее ощущениях, чувствах и мыслях.

Результатом нашего долгого обсуждения стал договор: я даю Даше «волшебный» мячик (мягкий ярко-желтый мяч-смайлик), она берет его домой, и каждый раз, когда салится смотреть мультики (или другие передачи), она берет мячик в руки и держит его в ладошка, сжимая и поглаживая. Когда передача заканчивается, Даша прячет смайлик в уголке дивана. Каждый день Даша приходит ко мне и рассказывает, как она общалась со своим новым «другом» – мячиком-смайликом.

Даша с радостью приняла мое предложение. Только выходя из кабинета, робко спросила: «А можно играть с мячиком в другое время? », на что получила запрет, и поинтересовалась, надо ли будет отдавать мячик обратно, когда на перестанет грызть ногти. Конечно, я обещала ей, что мяч останется у нее навсегда .

Через несколько недель занятий, обсуждений и мини-«отчетов» Даша с восторгом рассказала мне, что даже без мячика вполне может управлять своими руками, что мама и вся семья чрезвычайно довольна, а Ваня все чаще и чаще приходит в гости. Дабы усилить эффективность работы и помочь Дашиным родителям и другим родителям, у которых имеется подобная проблема, я разместила на стенде для родителей информацию специалистов «Что делать, если ваш ребенок грызет ногти», перечислив и описав многие способы, которыми могут воспользоваться сами родители.

Еще через год, когда с группой детей обсуждали вопрос, как можно справиться со злостью, я была приятно удивлена, что Даша, несмотря на то, что сверстники рассказывали и рисовали о традиционных способах, часто повторяющих друг друга, нарисовала вот такой рисунок и прокомментировала его: «Когда очень злишься на кого-то и не можешь остановить своя язык и свои руки, надо попросить помощи у «волшебного мячика», а потом сказать ему «Спасибо».

Рисунок.

Еще большее удивление я испытала, когда в разговоре с родителями Даши, после выпускного праздника, оказалось, что маму никогда не волновала проблема, с которой обратилась от ее имени ко мне Даша, она даже не зафиксировала внимания на подобных ситуациях, и я порадовалась, что так и не успела проконсультировать маму, как справиться с проблемой дочери, без ее запроса на это… Порадовалась тому, что наша маленькая тайна с Дашей так и осталась нашей тайной и нашей победой.

Вот такая история про маленькую девочку Дашу, которая в свои пять лет смогла:

– почувствовать дискомфорт от повторяющихся ситуаций

– осознать причину дискомфорта

– найти специалиста для оказания ей помощи

– сформулировать запрос

– выбрать из предложенных психологом тот способ, который для нее оказался наиболее приемлемым

– справиться с проблемой, научиться управлять собой, своими эмоциями и поведением в этой ситуации

– генерализовать сформированный навык, использовать его для решения других жизненных проблем.

Так давайте же почаще слушать наших детей, как бы ни были они малы. И тогда не придется придумывать «гениальных» коррекционных программ, которые так редко помогают реальным детям.
Платиновое правило общения гласит: «»Поступай с другим так, как он ждет, чтобы с ним поступили». А чтобы и вам, и этому «другому» было комфортно, не додумывайте за него, а просто спросите, чего он от вас ждет. И тогда именно так и поступайте. Тогда радость общения с ребенком не омрачится раздражением, непониманием, конфликтами, а иногда – и ненавистью друг к другу.

All rights reserved (c) 2011-