Помнить о том, ради чего мы здесь

(а мы здесь ради блага наших учеников) – высший принцип нашей образовательной системы.

К Роджерс.

 Пожалуй, нет ни одной области педагогики, развитие которой бы не было связано с достижениями  психологической науки. И если на первоначальных этапах психология была преимущественно академической наукой, то в настоящее время  она призвана решать актуальнейшие проблемы современности, в том числе и проблемы современной образовательной системы.

Обучение детей и подростков в школе – это не только и не столько передача им определенной (в соответствии со стандартами образования) суммы знаний, но и подготовка к «взрослой» жизни. Обучение в хореографическом училище – это подготовка профессионалов, способных применить   полученные ими знания и адаптироваться к условиям театральной жизни. Ответственность преподавателей хореографического училища (по сравнению с педагогами общеобразовательных школ) возрастает в связи с тем, что выпускники школ, как правило, имеют возможность еще в течение 3-6 студенческих лет постепенно привыкать к условиям «взрослой» жизни, выпускники же училища  вынуждены сразу, резко менять свою жизнь: вместо школьной парты их ждет напряженная работа в театре. И хотя репетиции, спектакли для них – знакомые события, все же 16-17-летние юноши и девушки  зачастую оказываются еще не готовыми к  физическим и эмоциональным перегрузкам, к жесткой конкуренции, к новому графику работы, к выполнению новой своей социальной роли, которая предполагает совершенно иное, чем в стенах училища, общение с людьми. Зачастую успешные в профессиональном плане молодые артисты теряются под давлением реальных жизненных обстоятельств, не могут найти общего языка с коллегами, попадают в конфликтные ситуации (особенно в условиях длительных гастрольных поездок).

Все вышесказанное подчеркивает ответственность взрослых, взаимодействующих с учащимися хореографического училища, и обусловливает необходимость изучения как учениками (будущими артистами балета), так и педагогами основ психологических знаний, которые помогут им адаптироваться в новых для них условиях. В настоящее время подготовка специалистов в области балета предполагает изучение ими таких дисциплин, как «Общая психология», «Психология творчества», занятия по которым вызывают живой интерес у учащихся.

Многолетнее изучение запросов студентов как исполнительского, так и педагогического факультетов показало, что 100 % учащихся (обоих факультетов) считают необходимым изучать основы психологии с целью повышения профессиональной компетентности. Как правило, студенты исполнительского факультета  хотят на уроках психологии прежде всего возможности узнать самого себя, научиться конструктивно решать проблемы, прежде всего – в общении (со сверстниками, родителями и педагогами). Студенты педагогического факультета, наряду с возможностью узнать себя (свои сильные и слабые стороны), считают, что  занятия по психологии помогут как будущим, так и уже состоявшимся артистам балета научиться  более эффективному общению (с партнерами, с начальством), контролю эмоционального состояния, методам восстановления сил после серьезных физических и эмоциональных нагрузок.

Безусловно, введение в программу подготовки специалистов курса психологии предполагает реализацию подобных запросов. Кроме того, это принесет пользу не только учащимся, но  и другим субъектам образовательного процесса:  педагогам, родителям, администрации. Так, учащиеся смогут, узнав свои личностные особенности, более эффективно учиться, воспринимать и воспроизводить учебный материал (по специальным и общеобразовательным дисциплинам), более конструктивно общаться со сверстниками (особенно – в условиях проживания в общежитии). Педагоги, зная возрастные и индивидуальные особенности своих подопечных и владея навыками использования эффективных стратегий взаимодействия с ними, смогут учитывать особенности детей в процессе планирования учебного процесса и проведения уроков. Это позволит в свою очередь реализовать на практике идею индивидуализации процесса обучения. Причем, можно надеяться как на внедрение индивидуализации первого типа (когда учитель обучает всех и в максимальной степени адаптирует процесс обучения к конкретным детям ), так и индивидуализации второго типа (учитель создает условия для «самообучения», «самоиндивидуализации» ученика). Все это способствует реализации потенциала каждого учащегося в рамках группового метода обучения. Администрация училища, заинтересованная в подготовке высококвалифицированных специалистов и в формировании в его стенах позитивной психологической атмосферы,  также оказывается заинтересованной в освоении студентами основ психологии. Кроме того, дети и подростки, прошедшие курс психологии, отмечают, что полученные ими знания помогают им не только эффективно общаться со сверстниками и педагогами, но и конструктивно решать конфликты с родителями.

Поскольку главная задача хореографических училищ – подготовка артистов балета, то необходимо добавить, что освоение студентами психологических знаний в период обучения приводит прежде всего к тому, что попадающие в театр  выпускники  являются более зрелыми в личностном плане людьми, что значительно облегчает процесс их адаптации к новым условиям.

Таким образом, все вышесказанное подтверждает правильность решения об изучении психологии в процессе обучения артистов балета. Однако опыт показывает, что далеко не всегда оказывается достаточным тот объем психологических знаний, который дается студентам в настоящее время. Так, введение в программу обучения уроков психологии уже в начальных классах могло бы стать профилактической мерой по предотвращению личностной деформации отдельных учащихся, пока не готовых к условиям обучения в училище, а также конфликтов между детьми. Для учащихся-подростков, ведущим видом деятельности которых является  общение,   необходимо не только теоретическое знакомство со стилями общения, выхода из конфликтных ситуаций, но и отработка практических навыков взаимодействия с людьми. Поэтому одной из форм работы, с ними, в соответствии с их возрастными особенностями, может стать проведение тренингов. Для студентов педагогического факультета также необходимым условием эффективного обучения является возможность отработки конкретных навыков (общения с детьми разных категорий, взаимодействия в конфликтной ситуации и др.), что тоже предполагает проведение тренингов. Кроме того, будущим педагогам необходимы знания по возрастной психологии ( не предусмотренные пока в рамках имеющихся в программе дисциплин), которые помогут им понять особенности учащихся и учесть их в процессе обучения.

Необходимость введения в программу обучения артистов балета и педагогов-балетмейстеров дополнительных дисциплин по психологии обусловлено и наличием тех проблем, которые уже сегодня существуют у студентов. Так, проведенные нами исследования показали, что для  40 % учащихся 7-х классов характерным является высокий уровень тревожности, 32 % подростков имеют проблемы в общении со сверстниками, 34 % находятся в состоянии конфликта с педагогом или с родителями. Анкетирование выявило, что 60 % школьников имеют ограниченный поведенческий репертуар в ситуациях конфликта. Многие подростки страдают от собственной неуверенности, низкой самооценки, отсутствия умения регулировать свое эмоциональное состояние. Далеко не полный перечень имеющихся у воспитанников хореографического училища проблем еще раз доказывает необходимость введения в программу (или в факультативный курс) таких дисциплин, как «Социальная психология», «Возрастная психология», «Конфликтология», а также социально-психологических тренингов и тренингов личностного роста.

All rights reserved (c) 2011-