РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ
ГБДОУ детский сад № 1
Темперамент
Первые проявления темперамента наблюдаются уже в младенческом возрасте. В зависимости от типа темперамента и взрослые, и дети могут по-разному реагировать на одно и то же событие.
В случае несовпадения, контраста темперамента взрослого и ребенка, появляются трудности: требования взрослых не могут быть выполнены малышом вследствие физиологических причин.
Знание особенностей темперамента ребенка позволит и педагогам избежать многих ошибок в воспитании и обучении, в том числе и при подготовке к школе.
Таблица 7
Рекомендации по воспитанию и обучению детей разных типов темперамента
(Курчинка М.Ш., 1991, Кряжева Н.Л., 1997)
Тип |
Особенности
|
Рекомендации |
Сангвиник | Легко приспосабливается к новым условиям.Общителен.Быстро включается в работу.
Сверхактивность приводит к поверхностному выполнению задания. |
Контроль деятельности.Отказ от резких окриков, замечаний.Разнообразие деятельности.
Постановка новых, интересных задач. Дробление заданий на более мелкие. Обязательно одобрение. |
Холерик | Высокая сопротивляемость трудностям.Продуктивность деятельности.Позитивное отношение к жизни.
Быстрая возбудимость. Быстрая смена эмоций. Общительность. Устойчивость нервной системы. Частая смена привязанностей. |
Возможность двигаться.Снижение требований к аккуратности.Взрослому: контроль своих эмоций.
Необходимость похвалы. Отработка навыков общения с детьми. Быстрая обратная связь. |
Флегматик | Невозмутимость.Медлительность.Малообщительность.
Склонность к постоянному окружению. Настойчивость. Терпеливость. Умение управлять временем. Трудная адаптация к людям. Добросовестность. |
Вовлечение в активную деятельность.Время на переключение деятельности.Предупреждение о требованиях.
Поручение ответственных дел. Предоставление возможности побыть одиночестве. Аргументирование (а не эмоциональное воздействие). Взрослому необходимо продумать виды и последовательность работы. |
Меланхолик | Слабая нервная система.Малое количество контактов.Быстрая адаптация.
Склонность к монотонному труду. При трудностях – отказ от деятельности. Самооценка – заниженная. В стрессовой ситуации – снижение уровня умственной деятельности и работоспособности. Болезненное отношение к критике. Эмоциональные переживания – глубокие, длительные. |
Недопустимость повышенного тона.Отказ от иронии.Перерывы в интеллектуальной деятельности
Организация работы с учетом возможностей. Избегание эмоциональных перегрузок. Формирование навыков самоконтроля. Занятия музыкой, живописью. Недостатки указывать наедине. |