УЧИТЕЛЬ… Памяти А.К. Колеченко…

Главная компетентность человека

Про тех, кто ушел от нас навсегда, принято говорить только хорошие слова. И, к сожалению, ко многим замечательным людям слава и благодарность потомков приходят через десятилетия и даже через столетия.
Но есть люди, о которых уже при жизни говорят только хорошее.

“Ученый, исследователь, выдающийся деятель российской науки, яркий представитель отечественной психологии” – вот только малая толика того, что написано про Александра Кузьмича Колеченко, заведующего кафедрой психологии СПб АППО, в интернете, где можно найти десятки ссылок о его деятельности. Причем, все эти заменчательные слова написаны еще при жизни Александра Кузьмича.
И если заслужить еще при жизни позитивную оценку коллег и единомышленников ученому и исследователю еще можно, то в случае, когда это ученый еще и руководитель – сие становится гораздо сложнее.

Однако Александр Кузьмич, сочетая в себе исключительные личностные и профессиональные качества, был как замечательным человеком, так и великолепным руководителем. Мягкость характера, доброжелательность, удивительное чувство юмора и в то же время целеустремленность и настойчивость, прозорливость Александра Кузьмича долгие годы были залогом успешности не только кафедры в целом, но и отдельных ее сотрудников. Доброжелательная, комфортная и в то же время деловая, динамичная психологическая атмосфера на кафедре всегда привлекала уникальных специалистов.Здесь можно ьыло встретить и мэтров отечественной психологии, и представителей “модных” направлений. Но всегда это были люди интересные и обязательно – глубоко порядочные. Как и сам Александр Кузьмич, вокруг которого они собирались.

Однако роль ученого в науке во многом определяется деятельностью его учеников. Александр Кузьмич – Ученый с “большой буквы”, воспитавший огромное количество учеников. Без преувеличения можно сказать, что в Санкт-Петербурге нет ни одного психолога в системе образования, который бы не знал, не помнил его. И я горжусь тем, что яляюсь одним из представителей этой великой “армии” последователей Александра Кузьмича.

Главная компетентность человекаКак известно, тема диссертации Александра Кузьмича связана с психлогическим сопровождением процесса обучения в школе. А суть его научных интересов – создание и реализация педагогических технологий. В течение нескольких последних лет мы с сотрудниками кафедры психологии АППО (с Аллой Германовной Думчевой и Натальей Викторовной Пунченко) трудились над созданием Технологии «Формирование инициативности, самостоятельности и ответственности детей».

Почему именно формирование этих качеств стало целью нашего исследования? Александр Кузьмич, ценивший эти качества в людях превыше всего, считал, что это – основа успешности современного человека. Воплощая идеи нашего учителя в жизнь, много лет основным направлением в работе психолога системы образования мы считали именно формирование этих качеств. И оказалось, что именно инициативность, самостоятельность и ответственность – сегодня являются самыми необходимыми качествами детей и подростков. Федеральные государственные требования, Федеральный государственный образовательный стандарт подтверждают актуальность дела, начатого Александром Кузьмичом много лет назад.

Сергей Михайлович Шингаев, нынешний заведующий кафедрой психологии АППО и преемник Александра Кузьмича, продолжая его дело, дал высокую оценку нашей Технологиии рекомендовал ее к публикации.

Почему мы решили создать именно Технологию? Не концепцию? Не исследование?

Потому что, во-первых, Александр Кузьмич был Мастером, все усилия которого были направлены на улучшение процесса обучения и адресованы именно учителям-практикам. Он всегда умел говорить о сложных понятиях так легко и доступно, что педагоги свободно и непринужденно пользовались результатами его трудов. Поэтому и нам захотелось создать продукт, нужный и доступный дошкольным и школьным работникам.

Во-вторых, один из критериев технологичности – это воспроизводимость, то есть возможность широкого использования большим количеством специалистов. За последний год на основе нашей Технологии созданы десятки программ для работы с дошкольниками и со школьниками. Многие их них утверждены на кафедре психологии АППО. Одна из программ написана победтелем конкурса педагогического мастерства Татьяной Гудзик (детский сад № 14 Петродворцового района). Другая программа – ее автор -педагог-психолог г. Норильска Татьяна Мазуренко – стала программой –победителем IV Всероссийского психологического форума «Новые технологии для «новой школы» стала программой – лауреатом конкурса и получила Гриф «Рекомендована Федерацией психологов образования России для использования в образовательных учреждениях».

Так, значит, дело Александра Кузьмича живет и процветает. И помогает современным школам. Современным учителям. Современным детям. Помогает жить и выживать в наше сложное время, о котором Александр Кузьмич вряд ли имел представление, но все же смог создать продукт, который и сегодня является актуальным для многих и многих.

Это и есть отличительная черта настоящих ученых. И я горжусь тем, что могу называть себя учеником Александра Кузьмича и могу продолжать вместе с коллегами с самой близкой для меня кафедры продолжать дело, начатое нашим Учителем.

All rights reserved (c) 2011-